БВТККУ Благовещенское высшее танковое командное Краснознаменное училище
Новости
Комментарии к опубликованным фотографиям

Читальный зал

Раевский Федор Николаевич "Воспоминание-рассказ"

 

       В 4 часа утра 22 июня 1941 года я был вызван в штаб Киевского Военного Округа, где генерал Яковлев в двух словах дал понять - война началась. Немцы перешли в наступление по всему фронту. Всюду бомбят.

       На Вас возлагаю сектор обороны  по утвержденному ранее плану. Училище немедленно привести в боевую готовность.

       Через 15 минут я в училище, (оно именовалось Киевским танкотехническим училищем), которое располагалось в лагере Сырец под Киевом.

       С 7 часов стали  поступать из штаба командующего боевые приказы и уже к 8.30 мин. мною были высланы в двух (Западном и Северо - Западном) направлениях боевые отряды силой  по роте танков с ротой автоматчиков, в указанные пункты для борьбы с авиадесантом противника.

      Противник рядом, бомбит 22-ой завод. Привожу в боевую готовность все звенья училища. Идет отправка предназначенных танков в ближайшую часть к фронту. Ведется дополнительная отрывка траншей, убежищ и т.д. Проверяется готовность и бдительность ПВО.

      Правый боевой отряд № 1 донес, что пленен экипаж Юнкерса № 88, сбросившийся на парашютах с подбитого нашими зенитчиками самолета. Экипаж приказали доставить в штаб округа.

      Идет 5-й день войны. Получаю телеграмму от командующего БТ и МВ генерала Федоренко Я.Н., гласящую: «немедленно прибыть в Москву».

      В голове мысль - итак 10 лет подготовки офицеров на этом обрываются.    Прибыл в Москву. Являюсь к командующему войсками БТ и МВ Советской Армии генералу Федоренко Я.Н. с мыслью, что завтра буду направлен на фронт.

      Не тут то было. Я.Н. Федоренко мой фронтовой пыл быстро угомонил. Сталин приказал для начальников училищ фронт - это подготовка кадров.

Нужны кадры для фронта, поэтому завтра же получишь приказ и уезжай формировать 2-е ГАМУ (2-е ГТУ).

      Не легко ломать настроенность мыслей - на фронт. Но десятилетиями выработанные чувства дисциплины и преданности делу партии заставляют резко перестроиться. На 3-й день я на грузовой автомашине в Горьком (Гороховецкие лагеря) вместе с «основателем» училища - начмедом, подполковником Меньшиковым А.Н. и начальником секретной части.

       Назначенный зам. начальника училища полковник Сидненко был оставлен в управлении кадров для отбора постоянного состава и направления в лагерь училища.

      Да! Задача ясна. Определены сроки окончания формирования.

      Мысль сверлила, побуждая еще к большему сознанию к чувству ответственности, чтобы достойно оправдать доверие партии, Родины, командования.

      И так, на пустом, неподготовленном месте родилось и выросло 2-е ГТУ. Вначале в лесу Гороховецкого лагеря и затем среди Ветлужских сосен.         

      Располагались в 23 точках, разбросанных по всему городу и поселкам, потеснили всех в городе, заняли школы, лесотехникум, музей, райвоенкомат и др. учреждения.

       Ратно-учебная жизнь кипела. Коллектив офицеров работал, не укладываясь в распорядок дня, прихватывал и ночи. Каждый считал, что он хотя и в тылу, но обстановка диктовала как на фронте.

      Все делалось так, чтобы успеть все подготовить к полному обеспечению учебы курсантов по программе и качественно. Оборудовался автодром, затем танкодром - отвечающие условиям современного боя, как стрельбе, так и вождению танков. Повседневно укреплялся командно-преподавательский коллектив и направлялся на достойное решение задач в подготовке командиров.

      Умело, с сознанием дела и высокого опыта направлялась партийно-воспитательная работа курсантов и постоянного состава училища - комиссаром, впоследствии начальником политотдела, бригадным комиссаром тов. Прохоровым Николаем Ивановичем.

      Время не стояло на месте. А война торопила. Прибывали курсанты зелененькими пареньками, кажется, с не отмытыми от школьных чернил пальцами и побывавшие в боях младшие танковые командиры. Сформировались взводы, роты, батальоны.

       Подтянулся, хотя с некоторой растяжкой, преподавательский состав и начальники циклов.

       Время подходило к началу занятий, а никакой учебной базы нет. Наряду с формированием, ряд командиров, преподавателей, не успев приехать, освоиться бы день-два, уезжали по необходимым командировкам за учебной материальной частью, вооружением, учебными пособиями в различные военно- учебные управления, в многочисленные снабженческие организации, ведомства, на заводы и к шефам.

       Все же боевая подготовка начата в срок. Она шла без срыва, но пока в отсутствии надлежащей учебной базы. Форсировались дисциплины, которые не требовали материальной базы - строевая подготовка, полевая одиночная подготовка и марксистско-ленинские занятия. Наряду с занятиями форсировано подтягивалась, доставлялась, совершенствовалась учебная база по всем циклам.

       Днем и ночью кропотливо созидалась и вступала в строй учебная база. Огневой цикл под руководством полковника Свирепова кроме классов, короткого тира, значительно совершенного полигона - создал, оборудовал 10 разрезных и цельных танковых башен, в которых велась танковая огневая тренировка к стрельбам. Это давало возможность до автоматизма совершенствовать курсантов в технике производства выстрела.

       С завода г.Горького прибыли разрезные учебные танки. Хорошо были оборудованы технические классы разрезными агрегатами, учебными плакатами и т.д.

       Связисты-преподаватели не отстали в рационализации и изобретательстве - создали богатые классы радиотехники с разрезными станциями, работающими схемами и их учебная база заинтересовала курсантов и позволяла быстро усваивать программу.

      Три батальона жили хотя и в тесноте, но под крышей в тепле, 4-му батальону пришлось сооружать бараки и печи в них. До самой весны стены в этих бараках «плакали», потому что сухого леса на строительство взять было негде. Не смотря на трудности, жизнь и боевая учеба совершенствовались.

       Зима 1942 - 1943 гг. была снежной и морозной. Бездорожье. Ветлуга от ж.д. станции Урень в 47 км. Обеспечение всеми видами довольствия крайне затруднено. Потребовались аэросани, и только они нас спасали в трудную пору. На фронте шла подготовка московской операции по разгрому приблизившегося противника к Москве.

(здесь фото) Ф.Н. Раевский и И.Е. Локтев.

       Калининская бумажная фабрика, расположенная севернее Ветлуги на 45 км. прекратила доставку к станции Шекшема, что 43 км. севернее фабрики артиллерийской обтюрации и командующий БТ и МВ генерал Федоренко Я.Н. возложил доставку на училище.

      Я был предупрежден, если сорву доставку - не снесу головы. Выполнение задачи стояло под контролем начальника Главного Артиллерийского управления тов. Яковлева и правительства. Эта задача была поистине угрожающая невыполнением. Однако училище с бездорожьем справиться не могло. Помогло решение правительства мобилизацией всего трудоспособного населения двух районов и доставка осуществлялась в срок.

       Весной 1942 года ряд командиров и преподавателей училища, в том числе и я, получили приказ выехать на фронт на стажировку для получения боевого опыта.

       Мне пришлось стажироваться на Брянском фронте во 2-м танковом корпусе, командовал которым Герой Советского Союза генерал Лизюков. Он   знал меня до войны. Принял со словами «вступай в командование 2-й мотострелковой бригадой. Я считаю, тебе в училище возвращаться не придется». К развертыванию операции ты как танкист будь готов к приему танковой бригады.

       Прошел месяц, я полностью вошел в боевую жизнь бригады и корпуса и, помня слова комкора, не ожидал, что буду отозван снова в училище. Оказалось, попытка комкора Лизюкова задержать меня не удалась. Генерал Федоренко отдал вторичный приказ откомандировать Раевского не задерживая.

       Возвращался в училище через Москву, где получил от генерала Федоренко крепкое назидание. Им было сказано:

     «Тов. Раевский! Для начальника училища фронт - это подготовка кадров. Поэтому «хочу» на фронт - вопроса не ставить». Я должен был сделать вывод для себя и сделал. Во всех областях работы училища и в ходе всего учебного процесса еще более повысил требовательность к себе и подчиненным.

       Шла вторая инспекторская проверка училища авторитетной комиссией под руководством генерала Котова, командующего БТ и МБ МВО. Тщательно был проверен ход политической и боевой подготовки и жизнь училища.

       В результате проверки был приказ комвойсками МВО. 2 ГТУ было поставлено в пример для училищ Московского военного округа.

       Работа коллектива училища протекала из года в год без каких-либо ЧП, несмотря даже на то, что во всем учебном процессе шла подготовка курсантов максимально приближенная к боевым условиям - делать как на войне и в бою.

       Глубоко у всех врезался в память такой пример: в конце ноября на станцию Урень прибыли танки Т-34. Часть машин оказалась новенькими, только что с завода, с еше не облупившейся серо-зеленой краской. На некоторых танках броня была в шрамах и вмятинах. Особенно приметным выглядел танк- ветеран. У него кусок лобовой брони выплавил вражеский снаряд.

       Весь отряд прошел со станции Урень маршем полсотни километров по лесной дороге вполне благополучно и стал на другом берегу реки Ветлуги против города. До танкодрома и учебных полей  «тридцатьчетверкам» оставалось пройти каких-то несчастных 2 - 3 км. Моста через реку нет, а танки срочно нужны училищу на этой городской стороне Ветлуги. И тогда принято было ответственное решение переправить танки и сделать это быстро и непременно на глазах и при участии всего личного состава. Пусть даже некоторым из курсантов, возможно,  в боевой обстановке и не придется этот опыт использовать,  но мы были с комиссаром Прохоровым и всем руководящим составом уверены,  что ответственное решение по форсированию реки поможет будущим офицерам впредь искать разумное и смелое решение в трудной обстановке,  научит их оправданно рисковать, заботиться о людях и о технике,  натолкнет на необходимость применения личной инициативы.

       Итак - танки пошли подо льдом.

       Обстановка складывалась следующая.  Ветлуга  при рано наступивших морозах быстро замерзла, и подо льдом уровень воды упал, отчего нарастание ледяной толщи прекратилось. Лед точно завис, образовав нечто вроде моста. По нему без опаски пошли с берега на берег сани, даже автомашины. Подсчеты показали, что мы сможем переправить прибывшие в составе танкового отряда легкие «семидесятки» - Т-70, «тридцатьчетверки»  же продавят Ветлужский «мост» и уйдут на дно.

       Дно реки! Одна из главных неизвестных. Ветлуга глубока - до пяти метров, и широка - метров около трехсот. Однако и не такие реки наши верные могучие Т-34 проходили вброд. Но это делалось по чистой воде. Пробить лед от берега до берега?  Вручную «коридор» делать невозможно - вода при тридцатиградусном морозе быстро застывает, рвать толом - никаких училищных запасов взрывчатки на это не хватит. С помощью старожилов, после промеров льда, изучения берегов, нашли подходящий брод, неглубокий с песчаным надежным дном. Назначили время переправы. Собрали личный состав училища (местное население, молодежь и старики, а в первую очередь, конечно, удравшие из школы мальчишки, - явилось во множестве и без специального приглашения).

       Крепчайший в то ясное утро стоял мороз. Однако никто не уходил с реки. Казалось, здесь собрался весь местный мир.

       Заранее у обоих берегов толом взорвали лед для беспрепятственного входа танков и выхода из него. Установили, что ледяной свод достаточно высок, и башни танков его не заденут. Тщательно во всех машинах задраили щели и смазали густо солидолом. Пулеметы сняли, а отверстия забили деревянными пробками. Выхлопной и воздушный патрубки нарастили и вывели на уровень башни. За первой машиной потянулись стальные тросы - для страховки, если придется вытягивать танк «за хвост» обратно.

       Вот в первую машину влез сосредоточенный, деловитый водитель – фронтовик старшина Смирнов.

       С ревом поползла машина к урезу воды. Секунду постояла, точно принюхалась, вошла в реку. Два других танка подползли к проруби и стали с обеих ее сторон с работающими двигателями - на случай, если придется тянуть обратно отважного собрата.

       Подо льдом слышится мерное гудение дизеля. Смирнов идет, ориентируясь

на слабый свет, падающий сквозь воду из заранее пробитых круглых лунок. Напряжение в толпах зрителей достигает высшей точки. Тросы равномерно уползают в воду за танком, больше половины пути пройдено. Но ведь не говори «гоп»...

       - Ур-ра! - несется с того берега, и весь народ кидается на городские кручи.

Танк, оглушительно ревя двигателем, скатывая с себя поток воды, берет подъем.

       Откидывается с лязгом люк водителя и сдержанно-довольное широкое доброе лицо Смирнова показывается в нем. Старшина выбирается из машины, докладывает мне и в развалку, пошагал на тот берег. У механика-водителя есть уже какой-то опыт подледного «плавания2» он поведет и вторую машину.

      ЧП случилось только с седьмым, предпоследним танком. Водитель его сбился с трассы и едва не лег на бок. Мотор заглох. С невероятными усилиями удалось взять на буксир замерзшую машину... Вот тут я услышал от некоторых: «Как все же смел наш полковник, рискнувший на этот ледяной поход. Ведь если случится беда, с него голову снимут...» Да! Трудно было скрыть страшную тревогу, что танк подо льдом без движения... И так же было трудно скрыть великую радость, когда все кончилось столь благополучно.

       Подошел ко мне секретарь райкома тов. Локтев, он ровесник мне, и в разговоре сильно напирая на «О», говорит: «Ну, полковник, теперь мы с тобой на коне. Точнее - на танке. Я сейчас подумал, какое сильное агитсредство эти машины для нашего города. Немца окружили и громят под Сталинградом эти же самые «тридцатьчетверки». Они как наглядное пособие нам, ветлужанам. Война кончится, годы пролетят, а здесь будут помнить об этой переправе. Имена наши негромкие забудут, как и лица наши. Мы все - русые или горбоносые для потомков сольемся в едином облике богатыря с гордым и смелым профилем, который отчеканят на медалях. Вот с такого парня, как этот, скульптор и станет лепить наш коллективный образ. Смотри, полковник, какое у него простое и мужественное лицо, хотя он еще совсем мальчишка...». И указал секретарь на того курсанта, которого только что его товарищ назвал Климовым (никто не думал, что это будущий Герой Советского Союза - Миша Климов). 

          Время шло, и не хватало его. Особо напряженной была боевая учеба в период подготовки к выпускным экзаменам.

        Экзаменационная комиссия, которая приезжала в училище по приказу Командующего войсками округа, проводила экзамен с высокой основательностью, памятуя, что фронт должен получить высоко и всесторонне подготовленных офицеров-танкистов.

       1943 год является годом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Для личного состава училища этот год был годом большой творческой

и организаторской работы. За год училище сделало семь выпусков, и дважды было проверено. Училище выдержало испытание на зрелость и сумело дать фронту достойное своей Родины пополнение командиров танковых войск.

       Работа училища в это время высоко оценена правительством. Ряд командиров были награждены орденами и получили благодарность от заместителя наркома маршала Федоренко. В начале 1944 года было произведено два выпуска офицеров-танкистов польской национальности для формируемой тогда Первой польской армии.

        По результатам итогов проверок к 1944 году 2-е ГТУ занимает первое место среди танковых училищ Советской Армии.

        С фронта от командиров частей и соединений действующей армии нам писали хорошие отзывы о наших питомцах, выпускниках 2-го ГТУ. Не было глучая, чтобы мы получили какой-либо отрицательный отзыв.

         Изо дня в день старались получить данные и хотя порой с опозданием, все же узнавали о героических делах наших выпускников. Так, донеслось до нас, что Комаров Д.Е., Герой Советского Союза, отважный паренек из Шахуньи, таранил танком бронепоезд противника, вывел его из строя, сам героически погиб в горящем танке. Герой Советского Союза Миша Климов, достойно и умело сражался за Родину. Герой Советского Союза Михаил Орлов, паренек из Уреня, также проявил себя в борьбе за Родину. И уже после войны узнали о героических подвигах своих воспитанников - Героев Советского Союза Тегенцева В.П., Кузьмина Ф.Б., Кулешова П.П., Шашкова В.Г., Борисова И.Ф., Агеева Н.И., а также о многих и многих других, беспредельно преданных, отважно дравшихся в боях за независимость нашей Родины.

         Вся эта без границ напряженная и кипучая учебно-боевая и хозяйственная жизнь коллектива училища повседневно проходила при участии и помощи районного комитета КПСС, и его первого секретаря тов. Локтева Ивана Евдокимовича; и районного Совета депутатов трудящихся, его председателя тов. Мясникова.

        В то же время и также постоянно оказывалась помощь училищу всеми другими руководителями советских и хозяйственных организаций, колхозами и всеми молодыми и старыми гражданами города Ветлуги и поселков.

        В конце войны перед Днем Победы училище убыло к месту новой дислокации в Проскуров. Руководство училища, партийно-комсомольская организация, все офицеры и курсанты выразили глубокую признательность и благодарность всем руководителям г. Ветлуги, его славным молодым и старым гражданам, вложившим свою лепту в борьбу за победу над гитлеровской Германией.

        Далее история 2 ГТУ продолжалась в Благовещенске-на-Амуре.

 

Бывший первый начальник 2-го ГТУ

начальник гарнизона г. Ветлуги

генерал-майор танковых войск

в отставке Ф. Н. РАЕВСКИЙ.

3.01.1971 г. г. Ленинград.

 

 
 
разработка интернет-компания Юнона 2008